Как коронавирус поможет диджитализации принудительного исполнения – Анатолий Телявский для Femida.ua

Анатолій Телявський - Femida.ua - Коронавірус допоможе діджиталізації примусового виконання

В условиях глобальной пандемии коронавируса украинская экономика оказалась в кризисе – многие предприятия приостановили работу, ряд компаний, оказывающих услуги, больше не принимает клиентов. Не могла текущая ситуация не коснуться и системы принудительного исполнения решений. Офисы частных исполнителей также приостановили прием граждан и перешли на дистанционный режим оформления документов. Результаты поразили – ключевые принципы работы это не изменило, а эффективность только возросла. Опыт работы в условиях коронавирусной пандемии заставляет специалистов задуматься: а почему бы не ввести такой режим работы на постоянной основе? О перспективах таких нововведений рассказал частный исполнитель Анатолий Телявский на страницах свежего номера журнала Femida.ua – https://bit.ly/femyda-3-2020.

Диджитализация как вечно стратегический приоритет страны

Обновленное в 2019 году украинское правительство в очередной раз провозгласило диджитализацию всех процессов ключевым приоритетом развития страны. Процедура перехода всего документооборота на электронный формат сначала коснулась государственных учреждений – в сентябре 2019 тогдашний Министр Кабинета Министров Украины Дмитрий Дубилет заявил, что электронный документообмен заработает с октября между государственными органами, а полную диджитализацию пообещал завершить в ближайшие год-два.

Тогда государственные служащие были полны надежд, что наконец им облегчат работу, ведь обычно ежемесячно по почте они присылают сотни тысяч различных документов в бумажном виде из одного ведомства в другое. Особенно это чувствуется на примере Государственной исполнительной службы Министерства юстиции, где сотни килограммов бумаги тратятся каждый день на многочисленные постановления об аресте средств и материалы исполнительных производств.

Прошло полгода, но в принудительном исполнении решений в Украине существенных сдвигов так и не произошло. Такая же ситуация, как в органах ГИС, наблюдается и в офисах частных исполнителей – тысячи исполнительных производств, тысячи дел в бумажном виде, постоянно необходимо сортировать по крайней мере в алфавитном порядке, чтобы при необходимости можно было найти подходящее. Ситуация бумажного документооборота остается ещё и в коммуникации между частным исполнителем и банком – из 76 банковских учреждений до сих пор только 2 предоставляют возможность наложить арест на банковский счет онлайн.

Безусловно, эти факты свидетельствуют о технологической отсталости как всей отечественной государственной машины, так и системы принудительного исполнения решений в частности. Уделить особое внимание проблеме и обновлять систему часто побуждают экстренные ситуации. Именно поэтому пандемия коронавируса в Украине может стать движущей силой в этом процессе.

 

Карантин и частные исполнители: от вынужденных ограничений к желаемым стандартам

В связи с объявленным в Украине карантином из-за пандемии коронавируса частные исполнители перешли на закрытый режим работы и отказались от личного приема граждан в офисе. Также решили ограничить способы доставки корреспонденции и возможности личного ознакомления должников с материалами исполнительного производства – эту процедуру заменили ознакомлением через удаленный доступ к Автоматизированной системе исполнительного производства (АСВП) по соответствующему Интернет-коду. Если сторона исполнительного производства изъявила желание получить материалы дела, то в условиях карантина исполнитель пересылал их по электронной почте с соответствующей электронной цифровой подписью.

Результаты эксперимента, который вызвала пандемия, оказались показательными. Должники получали онлайн необходимую информацию и документы по материалам исполнительного производства просто дома, не тратя лишних усилий на путешествия в офис частного исполнителя и не всегда конструктивные переговоры по задолженности. По ссылке в АСВП люди могли получить от частного исполнителя «идентификатор доступа», ознакомиться с делом и даже дистанционно погасить задолженность.

Таким образом, сам офис частного исполнителя значительно экономил рабочее время, в результате чего эффективность принудительного исполнения росла. Частному исполнителю не нужно было лично подписывать и ставить печать на каждом листе бумаги сотен дел исполнительных производств. Сам исполнитель, его помощники, а также стороны исполнительного производства также экономили свои силы и время, применяя современные технологии для решения проблемы задолженности.

Оказывается, текущие возможности позволяют нам выполнять судебные решения дистанционно. У многих частных исполнителей такой формат работы вызвал логичный вопрос: а почему бы в таком режиме не работать постоянно? Почему мы обращаем внимание на существующие проблемы и технологическую отсталость только в кризисных случаях? Для украинской истории текущая ситуация уже далеко не первая, при которой массовые явления побуждают перейти к применению передовых технологий и оптимизации работы. Ведущие европейские страны уже давно перешли на полностью цифровой формат работы с задолженностью. Речь идет не только о материалах дела по задолженности, которые в Украине сохраняются в бумажном виде, а за рубежом уже давно хранятся в электронных базах данных.

Как ни странно, коронавирус доказал нам, что взыскание задолженности может происходить дистанционно. Аналогичный формат работы будет эффективным и в случаях с банковскими учреждениями и финансовыми компаниями. Такие правила работы в условиях кризиса желательно сделать стандартными в дальнейшем для всей системы.

 

Что необходимо сделать для диджитализации принудительного исполнения?

Чтобы обеспечить внедрение передовых технологий в системе принудительного исполнения решений в Украине, необходима политическая воля, пристальная работа государственного аппарата и ответственное отношение частных исполнителей к собственным обязанностям.

Во-первых, признание ознакомления с материалами дел и их оформления онлайн должно быть окончательно закреплено на законодательном уровне. Во-вторых, государство должно обеспечить бесперебойную работу соответствующих реестров и АСИП, чтобы электронный документооборот можно было осуществить онлайн. В-третьих, в эпоху массового распространения мобильных устройств и различных гаджетов среди населения, желательно было бы подключить к процедуре принудительного исполнения решений соответствующие мобильные приложения и приложения для персональных компьютеров. Стороны исполнительного производства в онлайн-режиме смогут получить всю необходимую информацию по ведению дел, а у должника, чтобы погасить задолженность, усилия будут сводиться к нескольким нажатиям на мобильном устройстве и привязки к нему своей платежной карточки.

Соответствующая политическая воля уже была объявлена ​​благодаря инициативе правительства «Государство в смартфоне», первые шаги которой сейчас находят свое отражение на сайтах государственных учреждений и в ряде мобильных приложений. Частные исполнители как уполномоченные государством лица, а также работники Государственной исполнительной службы должны предоставлять населению эффективные услуги онлайн. В современных условиях это невозможно без развития передовых технологий, а пример системы принудительного исполнения решений наглядно демонстрирует это в условиях пандемии вируса. Мы должны построить передовую систему исполнения судебных решений в Украине и исключить влияние внешних факторов на эффективность украинского правосудия. Не надо усложнять процесс – погашение задолженности должно происходить без лишних поездок, очередей и споров. Предоставленные нам возможности уже сегодня могут это обеспечить.