Наша колега, Тетяна Вольф, приватний виконавець округу м. Києва, проаналізувала для Закон і Бізнес новий Порядок перевірок приватних виконавців в Україні.
Министерство юстиции Украины принимает новый Порядок проведения проверок деятельности органов государственной исполнительной службы, частных исполнителей. Официальная позиция гласит, что это будет способствовать повышению профессионального уровня частных исполнителей, минимизирует вмешательство в их деятельность и сократит количество нарушений.
Предыдущий порядок проверок действовал с 2016 года и был принят ещё задолго до начала работы первых частных исполнителей. Обновления есть, и они меняют процедуру оценки. Предлагаю проанализировать нововведения и попробовать спрогнозировать, к чему они приведут.
Первым позитивным новшеством можно выделить введение графика проведения проверок деятельности частных исполнителей (абз. 2 п. 1 ч. 3 Порядка 2018). Теперь это официальный документ, который составляется на год, размещается на официальном вебсайте Министерства юстиции Украины не позднее 1 февраля каждого года. До этого таких четких требований к графику не существовало, а проверка могла стать настоящим сюрпризом как для проверяющих, так и для самих частных исполнителей. Безусловно это плюс, так как теперь проведение проверок становится нормативно урегулированным, система становится более прозрачной, что позволяет исполнителю заранее понимать, к чему готовиться.
Также позитивное нововведение – заранее определенные сроки проведения плановой проверки частного исполнителя (п. 4 ч. 3 Порядка 2018). В соответствии с новым Порядком, они не могут быть дольше пяти рабочих дней. Ограничение сроков вводит дополнительные обязательства не только на частных исполнителей, но и на самих проверяющих, которые теперь не смогут злоупотреблять потраченным временем, а вмешательства в деятельность частного исполнителя теперь должно стать намного меньше.
Какие новые требования в запланированных проверках в Украине
Среди новых требований – обязательное информирование частного исполнителя о запланированной проверке не позднее чем за пять рабочих дней до её проведения. Такое предупреждение должно пересылаться почтой, факсом, либо передаваться лично. При этом, для проведения проверки необходимы обязательные доказательства того, что частный исполнитель ознакомился с приказом о запланированной проверке. Такой приказ формирует Министерство юстиции Украины, а его проект – структурное подразделение министерства.
Ещё одно нововведение – четкое определение ряда тех вопросов, которые будут затронуты во время проверок, и требования к документации. Это безусловно позволит минимизировать манипуляции и поможет добросовестным исполнителям пройти проверку максимально быстро. Прошлый Порядок предполагал, что в план проверки можно было включить «все вопросы, которые касаются организации деятельности частного исполнителя». Теперь же появляется четкий перечень тех аспектов, которые обязательно будут затронуты: соответствие офиса требованиям, страховка гражданско-правового имущества, ведение учёта счетов депозитных сумм и взносов взыскателей, статистическая отчетность, правила замещения частного исполнителя, соблюдение правил хранения документов и архива.
Новый Порядок прописывает также обязательные требования к составлению Акта об уклонении частного исполнителя от проведения плановой проверки. Этот документ теперь должен быть составлен в двух экземплярах, которые должны подписать все члены рабочей группы. Каждый экземпляр такого акта вручается частному исполнителю, либо в случае его отсутствия – не позднее чем на следующий день отправляется по почте. (абз. 2 п. 10 ч. 3 Порядка 2018). Также важное новшество в требованиях к оформлению результатов плановой проверки – введение более жестких сроков для оформления справки о результатах плановой проверки. Если раньше рабочей группе давалось на подготовку этого документа пять дней, то теперь документ должен быть готов и подписан уже в последний день проверки. Это также позитивный сигнал для частных исполнителей, так как вопрос проверки должен решаться быстрее и с минимальной затратой сил.
Также новый Порядок (п. 4 и п. 18 ч. 3) предоставляет частным исполнителям в течение пяти рабочих дней передать в Министерство юстиции свои объяснения и даже выражать свои замечания касательно хода проверки. Это существенно расширяет права частного исполнителя, поскольку предыдущий Порядок предполагал только предоставление отчетности об устранении нарушений, которые были выявлены. Таким образом, частный исполнитель получает право предоставлять обратную связь и выражать мнение касательно деятельности состава рабочей группы в Министерстве юстиции, процесс становится более прозрачным и гласным.
Наконец, последним новым аспектом, которое прописало Министерство юстиции, становится введение оценки деятельности частного исполнителя после проверки в соответствии с категориями «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Это нововведение, в отличии от всех предыдущих, остается не до конца понятным. Во-первых, не приводятся четкие критерии, по которым тот или иной исполнитель будет соответствовать той или иной оценке. Во-вторых, остается непонятным, как это отразится на деятельности исполнителя, если он получит оценку «неудовлетворительно», и в чем разница между оценками «хорошо» и «удовлетворительно».
Итоги анализа порядка проверок
Подводя итоги нашего анализа, следует отметить, что новый Порядок проверок значительно расширяет права частных исполнителей и во многом упрощает процедуру. Приятно видеть, что Министерство уделяет должное внимание деятельности частных исполнителей в Украине. Новый порядок должен минимизировать вмешательство в деятельность исполнителей и упорядочить ведение документации. Тем не менее, ряд нововведений оставляет вопросы. В частности, цель введения оценок деятельности исполнителей остается непонятной и последствия получения негативной оценки исполнителем четко не прописаны. Надеемся в процессе работы Министерство уточнит этот аспект, пока частные исполнители продолжают доказывать свою эффективность и профессионализм.